Previous Entry Share Next Entry
Камбоджа - часть II. Государство Ченла
lekter_is

К середине VI века Бапном пришёл к политическому и экономическому кризису. Первый был вызван внутренними политическими противоборствами: Рудраварман, рожденный от наложницы, он устранил законного наследника и завладел троном и этим положил начало политической войне за власть в Бапноме. На трон же Ченлы, государства-вассала Бапнома, взошёл член королевской семьи Бхававарман. Судя по всему, Бхававарман состоял в оппозиции Рудраварману, и решил постепенно освободить Ченлу от влияния Бапнома и завоевать оный.

Если же касаться экономической стороны вопроса, то можно сказать, что централизация развития Бапнома как империи сосредоточилась исключительно в городах, но не в деревнях. Климатические проблемы, катаклизмы – наводнения, разрушавшие дома и заставляющие жителей переселяться всё дальше в горы – всё это способствовало упадку и стагнации общества. В Ченле быстро развивалось земледелие, хотя Бапном оставался основным рисопроизводным центром в VI-VII в.

Причиной развала Бапнома как империи была ожесточенная внутренняя борьба. В системе конфликта присутствовали три противоборствующих стороны, опиравшиеся на свой рисопроизводственный район: потомки Камбу Сваямбхувы, расположенные на севере, в низовьях реки Мун; в центре – Рудраварман и его сторонники; на юге – сторонники убитого Гунавармана. Причины распада можно найти в непрочности завоеваний Фаншимана: подчинённые земли не были полностью консолидированы друг с другом и с Фунанем как центром империи.

Само название «Ченла», как и «Фунань», приходит из китайских источников. До VI века самостоятельной роли Ченла в регионе не играла, однако экономическое развитие и переход Бхававармана, вступившего в брак с женщиной из рода Камбу и таким образом с ним породнившегося, на сторону вассала сыграло свою роль в становлении Ченлы. Рудраварман умер в середине VI в и считается последним бапномским королём. Началась освободительная война – в первую очередь мотивом было освобождение из-под налогового бремени. Бхававарман напал на Бапном и, пройдя вдоль долины Меконга, быстро захватил всю страну, последние правители которой укрылись на юге. Окончательное поглощение Бапнома Ченлой произошло при Ишанавармане I (около 616-635 г.).

Началась эпоха раздробленности. Для начала нужно упомянуть, что происхождение самого рода Камбу тесно связано с ещё одним мифом. Аскет Камбу Сваямбхува женился на солнечной фее Меру, которая была послана богом Шивой, и так произошла Солнечная династия. После брака Бхававармана, представителя Лунной династии Бапнома, породнились обе династии. После смерти старшего представителя Солнечной династии Бхававарман стал правителем Камбуджи (Ченлы). Он нарёк себя Бхававарманом I и в союзе с братом Читрасеной покорил Бапном. Название «Фунань» (т.е. «Бапном») исчезает из китайских летописей примерно в 550 г. н.э.

Из множества разрозненных княжеств к концу VI века формируется единое государство, ядро которого составляет самое сильное из них – Ченла. Расположено новое государство было в районе Самбор Преи Кук, т.е. в современной провинции Компонг Том. Окончательно Бхававарман I и Читрасена не смогли победить Лунную династию до конца, и те поселились на юге, на месте современного Анкгор Борея. Правление Бхававармана I датируется примерно 550-600 г. Долгое правление было обеспечено политической одарённостью самого Бхававармана: он сумел практически безболезненно интегрировать империю с новым центром.

Была основана империя Камбуджадеша, или же Ангкорская империя. В 600 году власть перешла к Читрасене, нарекшего себя Махендраварманом. Читрасена нацелился на создание мирных отношений как с соседом - Тьямпой – а внутри страны не воевал с наследниками Гунавармана. Но нельзя забывать, что Читрасена взошёл на трон уже глубоким стариком (причины ухода Бхававармана неизвестны; некоторые источники сообщают об уходе царя в шиваистский монастырь, но единой и согласованной информации нет), но всё же, как талантливый полководец, завоевал нижнюю часть долины р. Мун на территории современного Вьетнама. Этим он создал угрозу государству Читу, возникшему после завоевания Ченлой Бапнома и находящемуся в Юго-Восточном Таиланде.

На северо-востоке границы Ченлы ещё при Бхававармане подошли близко к границам Китая. Политика Ченлы по отношению к Китаю во второй половине VI и VII в. была крайне недружественной, в отличие от Бапнома, с которым у Китая были неплохие дипломатические отношения. Примерно до 616 г. их не было вообще. Зато отношения с Тьямпой у Читрасены складывались прекрасным образом. В 605 году в Тьямпу был направлен министр Читрасены, Симхадева. Провести переговоры он не успел, так как к этому моменту к Тьямпе подступили китайские войска под предводительством Лю Фыня. Помешать разгрому Тьямпы Симхадева не мог, тямпская столица была разграблена, жители депортированы. В дальнейшем Лю Фын оккупировал всю Тьямпу и установил администрацию на китайский лад. Тем не менее, Читрасена поддержал освободительное движение у соседей и со временем помог Шамбхуварману, королю Тьямпы, вернуться на трон.

Первостепенной задачей китайской экспансии в Юго-Восточную Азию была изоляция Тьямпы и Ченлы. Для этого чрезвычайный посол императора Чан Цзюнь отправился в Читу, которая была западным соседом Ченлы. Правительство Читы согласилось на присоединение к Китаю из-за угрозы вторжения Ченлы вдоль долины Мун.

План экспансии провалился из-за чрезвычайной самоуверенности императора Ян-ди, ведшего сразу несколько войн. Он боролся с Тюркской державой, договаривался с Византией атаковать Иран, Ян-ди направлял армады кораблей на завоевание Тайваня, готовил 1130 тыс. армию для атаки Кореи. Ян-ди мобилизовал 3,5 млн населения Китая, что, в свою очередь, вызвало серьёзную напряжённость в обществе, вылившуюся в крестьянскую войну после того, как китайские войска потерпели поражение в Корее.

Новая династия Тан взяла новый курс в отношениях с Тьямпой и Ченлой. Он был направлен на снижение напряжённости между государствами. Ченла признала могущество Танской империи, приняв китайский календарь.

Важную роль в регионе начало играть южно-индийское государство Паллава, занявшее ведущую роль в торговой жизни Индии и Юго-Восточной Азии. Период 550-750 г. называется «третьей волной» индуизации Юго-Восточной Азии, или же «волной Паллава». Взойдя на трон, Читрасена взял себе имя правителя Паллавы – и стал Махендраварманом-Читрасеной. Паллава в целом была шиваистской, союз с этим государством выгодно смотрелся для Тьямпы и Ченлы, так как они нуждались в своего рода шиваистском блоке – большинство соседей по региону исповедовали буддизм, а если говорить конкретнее, то союз Тьямпа-Ченла был зажат буддистским Китаем и буддистским же Тайландом, что вылилось в своеобразную политическую борьбу духовенства.

Если касаться социально-экономической стороны Ангкорской империи в VII-VIII веках, то для неё характерно чёткое деление на социальные классы: рентой-налогом облагались «свободные люди» («анак», позднее «неак», «неактьеа»), члены сельских деревенских общин, в которых тоже выделялась определённая зажиточная группа – танг. Были и рабы – кньомы. Землевладельцы делились на индивидуальных и коллективных. Точнее: понь – мелкий землевладелец, использующий труд кньомов и не входящий в общину; мратань – крупный землевладедец, тоже использующий труд кньомов и тоже не входящий в общину; главы храмов, врах, которые находились на уровне государственных чиновников; врах-мратань – землевладелец-священнослужитель, получивший земли как плату за свою работу. Это очень обширная тема, мы её опустим – кратко её давать никак нельзя, а детальное описание займёт многое количество страниц.

Покончив со внутренними передрягами и распрями, Ишанаварман I получил возможность восстановить бывшее бапномское могущество, получив выход к морю и возродив мощь морской империи теперь уже Ангкорской империи. Бапном был полностью аннексирован новым царём в 627 году. Местная политика Ишанавармана I не сильно отличалась от политики отца, Читрасены. Были установлены мирные отношения сТьямпой, была установлена торговая связь с империей Суй – то есть если не считать сложной социально-экономической внутренней организации, Камбуджадеша напоминала обновившийся политически и более широкий Бапном.

Заслуга Ишанавармана состоит в том, что он довольно аккуратно проводил политику развития нового государства. Сначала он уничтожил внутренних конкурентов – не полностью, но – заключил мир с соседями, война с которыми могла пошатнуть организацию формирующейся государственности и собственно централизовал государство как таковое. Во главе аппарата были поставлены пять министров, страна разделилась на 30 областей с правителем в каждой. Некоторые роды сохранили власть над определённой территорией, к примеру, Нарасинхагупты.

Внешняя политика Ишанавармана в целом соответствовала линии Читрасены: он поддерживал тесную связь с правителями Тьямпы, выдал свою дочь Шарвани за тямпского принца Джагадхарму.

Основным экономическим событием в процессе борьбы двух Ченл было освоение новой рисопроизводной зоны. Бапном, как старый центр, исчерпал свой потенциал. Объединения страны не произошло, возникшие государства не провели должной политики и показали свою слабость в данном плане. К западу и северо-западу от Большого Озера находилась «западная рисовая корзина» - богатая рисом территория, могущая стать главным экономическим фактором в плане борьбы двух государств. Здесь же в будущем будет находиться столица империи. Но обе стороны не смогли использовать этот шанс для утверждения своего превосходства в регионе. Вызвано это было политической нестабильностью и собственно слабостью политики государств.

Далее на трон взошёл Бхававарман II (примерно 635-655), о котором известно очень мало. Никто доподлинно не знает, был ли он потомком Бхававармана I, потомство которого отстранили от власти Читрасена и Ишанаварман.

Политика военного экспансионизма, возвращение к которой вполне можно было ожидать, вошла в планы нового короля Джаявармана I (655-681 г. н.э.), вознамерившегося реформировать армию и военные силы Ченлы. Джаяварман I раздвинул границы Ченлы до небывалых доселе размеров, но, вместе с тем, именно при нём начался распад Ченлы как государства. Джаяварман завоевал Паньпань, Санго и другие государства Среднего и Верхнего Лаоса.

В самой же Ченле вновь обострилась политическая борьба, на сей раз – между двумя центрами государственности: центрального и южно-приморского. Настоящий кризис начался после смерти Джаявармана, совсем не освещённой источниками, когда на трон взошла Джаяведи I, его вдова (681- примерно 713 г.). Неизвестно, имел ли Джаяварман детей, или, возможно, они были убиты в течении гражданских войн. Джаяведи правила малой частью империи. Дало о себе знать разделение на области и назначение правителей на каждую из них. Причина, возможно, лежала и в родовом делении территорий. Около 706 г. Ченла распадается на Ченлу Воды и Ченлу Суши. Ченла Суши заняла большинством горные районы, на территории Южного Лаоса, района Дангрека и на территории севернее Пном Пеня, находящейся в Меконге. Правители Ченлы Суши считали себя законными наследниками единой Ченлы и посылали своих послов в Китай, устанавливая с ним дипломатические отношения.

Ченла Воды, в свою очередь, не была стабильна внутренне и со временем распалась на множество княжеств, возродивших ещё борьбу за бапномское наследство, хотя в период единства Ченлы они не конфликтовали между собой. Именно одним из таких государств и управляла Джаяведи. Всего же в VIII в. наиболее известными крупными независимыми княжествами были Индрапура, Самбхупура, Аниндитапура и Вьядхапура. Ведущее место среди них занимала Аниндитапура, во главе которой стоял Нрипатиндраварман, сын которого, Пушкаракша, женился на дочери царя Самбхупуры и унаследовал это княжество. После смерти своего отца Пушкараша объединил оба княжества. Самбхуварман, сын Пушкараши, женился на дочери царя Вьядхапуры и впоследствии присоединил к своим владениям ещё и этот город.

В период царствования Раджендравармана I (около 766-780 г.) Ченлой Воды предпринималась неплохая политика дипломатии и договоров с соседями. Не сумев договориться с Китаем Дай-цзуна, Раджендраварман, видимо, каким-то образом уладил вопрос с набегами яванцев на территорию страны. Положение страны ухудшилось, когда на трон взошёл сын Раджендравармана I, Махапативарман, решивший сменить стратегию в отношениях с Забагом (яванцы) с оборонительно-выжидающей на наступательную. Всё это закончилось плачевно: разгром Махапативармана, подчинение Ченлы Воды, на трон которой был поставлен марионеточный правитель-регент Джайендрадхипативарман. И нет, я упомянул его не из-за длины имени, а значимости для.

Наследник престола, Джаяварман II, был увезён в Забаг с целью воспитания в тамошней обстановке. Вернулся же он около 770 г. и был коронован в 802 г.


?

Log in