Previous Entry Share Next Entry
Камбоджа - III. Камбуджадеша
lekter_is

Или же Ангкорская империя.

Социально-экономические условия в двух Ченлах всё больше вели к объединению и централизации двух государств. Консолидация кхмерских земель в IX в. тоже являлась благоприятным фактором для объединения страны под одним знаменем. Раздробленность страны давала о себе знать. В 818 г. в Камбоджу вошли войска под командованием тьямпского сенапати (генерала) и разграбила города Камбоджи до середины страны.

В самой же стране происходила тяжёлая внутренняя борьба за власть. Джаяварман II с конца VIII в. выступал за объединение страны и постепенно завоёвывал города Западной Камбоджи. Около 822 г. он сделал важный шаг, перенеся столицу в Махендрапавата, неудобную в бытовом смысле, но хорошую в плане обороны гору. Ченла Земли (Бхавапура) не признала правление нового царя. Она была присоединена к Ангкорской империи только в середине X в. Хотя нельзя назвать Джаявармана II очень успешным политиком в плане объединения Камбоджи: он дал толчок этому событию, но сам не смог объединить полностью даже Ченлу Воды, а Ченла Земли вообще осталась за сферой его влияния. При Джаявармане также можно отметить слияние духовных и светских властей.

Экономической и политической опорой государства стал новый центр страны у озера Тонлесап. Экономически – потому, что эта плодородная равнина стала основной житницей Камбоджи, политически – из-за населения, которое в большинстве своём составляли беженцы из остальных княжеств, спасавшиеся от гражданских войн. Можно сказать, что Джаяварман II был «новым царём на новой земле», поэтому можно назвать его основателем Ангкорской империи. Умер он в глубокой старости, сын его, Джаяварман III, не оставил после себя заметных следов. После власть перешла к клану Притхивиндравармана, клану главнокомандующего армией при Джаявармане II. Известно, что он женился на принцессе, а сестра главнокомандующего, в свою очередь, вышла замуж за Джаявармана. О взаимном доверии говорит передача царём военачальнику своего родового удела в Индрапуре.

Притхивиндраварману наследовал сын Индраварман, в 877 г. ставший царём Ангкорской империи. Благодаря династическому браку, Индраварман I присоединил к своему государству территории старого Бапнома, области Меконга, долины реки Мун. Индраварман сумел окончательно централизовать государство. Им была инициирована более агрессивная внешняя политика, нежели при Джаявармане II. Он объявил себя сюзереном Джавы, Тьямпы и империи Тан.

Яшоварман I (около 889-912), сын Индравармана, выступил с «политикой закрепления», аналогичной политике Джаявармана III. Яшоварман сделал ставку не на расширение территории, но на укрепления социально-экономической базы Камбоджи, завершая, таким образом, исторические процессы, происходившие в Ангкорской империи в IX в.

Между тем, в Юго-Восточной Азии начинают доминировать смешанные виды религий шива-буддизма и вишну-буддизма, вызванных всё большим сближением буддизма махаяны и индуизма на основе тантризма. Здесь следует совершить небольшой экскурс в одну из региональных особенностей религиозного аспекта в обществе. В ту пору раннеклассового общества подобные теории [смешивание религий] прежде всего опирались на закон кармы, т.е. на положение, что всё происходящее с человеком является результатом его же деятельности, на положение, что за все поступки человеку автоматически воздаётся по заслугам свыше. Если взглянуть на исторические корни подобных теорий, то будет видно, что формировались они в большинстве своём благодаря правителям государств Юго-Восточной Азии, стремившихся методом насаждения религии оправдать тяжкое социальное положение населения не экономическими проблемами, но духовными.

Теория бхакти появилась в Индии примерно в V-VI в. н.э. Слово «бхакти» означает «причастность», расширенно – «пылкая любовь». Теория полагает: любовь следует испытывать к главному богу, Шиве или Вишне, и это является единственным залогом успеха в жизни. Не добрые дела и моральная безупречность, но любовь и смирение. Абсолютно неважно, как ведёт себя человек – он может убивать, грабить, попирать общественные правила и нормы – но если он будет любить бога, то всё окупится. Выводилось это из положения о том, что любовь, в отличие от поступков, количественно не измерима.

Таковы были идеологические игры правителей Юго-Восточной Азии.

Первый эксперимент такого рода был поставлен в Тьямпе, когда к власти пришёл Индраварман II (около 870-895 г.). В 875 г. в Тьямпе открывается первый большой буддистский монастырь. Постепенно буддизм начинает развиваться параллельно с индуизмом и шиваизмом. Опыт был экстраполирован Яшоварманом по отношению к Ангкорской империи для: резко сменился используемый шрифт на надписях, был отдан приказ построить 100 монастырей для монахов и отшельников всех направлений. Успехов стратегия не возымела: представители разных конфессий, шиваистское большинство и вишуистское меньшинство, банально не смогли поделить доходы.

Главной заслугой Яшовармана I считается строительство новой столицы Яшохарапуры. В позднем средневековье в ходу было простое название «Ангкор». После его смерти на трон взошёл наследник Хариварман I. Ещё при Яшовармане экономика страны получила новый толчок в связи с освоением большой «рисовой чаши» на Ангкорской равнине, строительство которой мобилизовало сотни тысяч человек. Эту же политику поддержал Хариварман. Примерно в это же время (911-912) царём Пьинбья было основано независимое государство Бирма. Это положило начало неудачам Ченлы Воды в военной экспансии на запад. Ченла же Суши, которая была временно завоёвана, снова выступила как самостоятельное государство.

Дальше Ангкорскую империю разрывали внутренние политические войны. В 921 году было поднято Джаяварманом, укрепившийся в северо-восточных районах, который был мужем сестры Яшовармана I. Джаяварман захватил столицу, но она была отбита сторонниками легитимной власти. Он отступил от столицы примерно на 80 км., нарёк себя Джаяварманом IV и начал строить новую столицу, названную «Лингапура». Умер Джаяварман IV в походе на Шривиджайю. Последующие трансформации политической власти были вызваны семилетней борьбой за оную, так как Джаявармана поддержали северные районы Камбоджи, а Харивармана сменил его брат Ишанаварман II (да, ещё один) (925-928). После смерти Ишанавармана Джаяварман реши не возвращаться в столицу, но основаться в своей.

Годы правления Раджендравармана II и его сына Джаявармана V (968-1001) обозначили собой последний этап ранней Ангкорской империи в период расцвета страны как империи. Самого Раджендравармана II на трон посадил его отец Махендраварман, правитель Ченлы Земли. Из-за довольно экстравагантной внешней политики Джаявармана IV, личная уния, с помощью которой Раджендраварман II объединил Ченлу, смотрелась вполне себе приемлемой. В то время, когда Раджендраварман ещё был юн, разразилась война с Тьямпой. Судя по всему, силами Камбоджи в этом конфликте командовал отец царя, Махендраварман. Война закончилась полным разгромом Тьямпы.


?

Log in