Previous Entry Share Next Entry
Камбоджа - IV. Ангкорская империя в XI-XIII в.
lekter_is
Внимание! Этот раздел ещё не закончен.

Политическая и идеологическая борьба сопровождала Камбоджу и XI в. Вновь обострилась война духовенство за власть в стране: Джаявираварман I (1002-1011) и его шиваитское окружение противостояли Сурьяварману I, представляющему буддистский блок северомалайских княжеств, расположенных в восточных районах Камбуджадеши. В 1006 г. Сурьяварман захватил Яшодхарапуру, столицу – но, следуя исторической камбоджийской традиции, потеря столицы не означала потери власти в стране. Джаявираварман организовал сопротивление на юге, упорно сражавшееся до 1011 г. Сурьяварман I в этом году объединил страну в условиях религиозной многополярности – т.е. вокруг трона были собрана духовная и светская элита. Права самого Сурьявармана I на трон были более чем сомнительны, поэтому он не запомнился как правитель, широко подавлявший политических соперников: доподлинно известна только казнь Пас Кхмау. Сурьяварман испытывал потребность в единстве местных феодалов для проведения более активной внешней политики.

Углубимся в период гражданской войны в Камбодже в период правления Джаявиравармана. Сам правитель взошёл на трон вследствие того, что предыдущий король, Удайядитьяварман I, не был уверен в своей возможности удержать Камбоджу от натиска Сурьявармана, прибывшего в Восточную Камбоджу в 1002 году. Удайядитьяварман передал полномочия своему брату Нарапативираварману, взявшему имя Джаявиравармана.

Закрепившись на востоке, Сурьяварман начал продвигаться на запад страны, где дело осложнялось вероисповедованием населения – здесь, на границе с монским Тайландом большинство исповедовало буддизм, противостоящих шиваитскому элементу. Поздние надписи упоминают многочисленные реставрации шиваитских храмов, разрушенных в период гражданской войны.

Ни одна из воюющих сторон не имела весомого превосходства над другой, из-за этого война затянулась на девять долгих лет. Решающим стал 1006 год – год катастрофы соседнего царства Матарам, в котором войска Шривиджайи взяли штурмом столицу Матарама. Царь Дхармавамса был убит, а юный Эрлангга, представитель камбоджийской династии Удайядитьявармана и Джаявиравармана, приехавший жениться на местной принцессе, еле успел спастись в джунглях. Потеря мощного союзника сказалась на правящей шиваитской партии Камбоджи. Надпись начала 1006 года сообщает, что Джаявираварман всё ещё находился в столичном дворце «Четырёх священных дверей». А надпись конца 1006 года сообщает, что в нём уже расположился Сурьяварман. Как уже было упомянуто, борьба шиваитской партии продолжалась до 1011 года, но после оба брата признали сопротивление безнадёжным и вернулись на Бали.

Здесь следует немного выйти за рамки конкретного периода и рассказать о существовании двуязычной и межконфессиональной номенклатуры, эволюционирующей в Камбодже на протяжении веков. Должности и обязанности зачастую передавались по наследству: к примеру, в надписи XI века говорится о семье, на которую была возложена функция наблюдения за королевскими архивами примерно с VI. Существовала и определённая клановость, в надписи VII века говорится о клане брахманов, которые были не только жрецами (хотарами), но и управляли провинциями и являлись военачальниками. Существовали организованные по социально-профессиональному признаку объединения – варны. Можно назвать их аналогом современных профсоюзов, но придётся делать очень серьёзные поправки на исторический и культурный контекст. Главное их отличие состоит в том, что варны имели монополии на конкретный вид деятельности, и для занятия оным требовалось входить в варну, что социально разграничивало население. Что, в свою очередь, противоречит самой сути профсоюза.

Но вернёмся к Сурьяварману I. С ним тоже связана одна весьма и весьма интересная традиция, появившаяся в 1011 г. с собственно приходом Сурьявармана к власти. Определённая категория чиновников теперь была обязана приносить клятву верности царю. Текст и список присяги воспроизведён на дверях входных павильонов ангкорского Королевского дворца. В клятве говорилось о верности «доверенных лиц», готовых сражаться за повелителя не на жизнь, а на смерть, за повелителя, от которого они ждали «указаний, касающихся содержания религиозных сооружений в[их] стране и материального обеспечения [их] семей». Это позволяет ещё раз убедиться во всеобъемлющей монархической власти в Камбодже. Государь, как мы видим, контролировал соблюдение чиновниками религиозного долга и семейных обязанностей.

В 1030 году Сурьяварман вступил в военный союз со своим давним соседом Тьямпой против Вьетнама. Успех был на стороне последнего, Тьямпа обязалась платить дань, но до камбоджийских границ дайвьеты не дошли.

Здесь нужно углубиться в историю Тьямпы, которая будет важна для познания исторически сложившихся отношений между кхмерами и вьетнамцами. Ещё с бапномовских времён кхмерская и тьямпская цивилизации шли параллельно друг другу. Тьямпское государство, как и весь остальной Индокитай в то время, было под заметным влиянием индийской культуры. Находившейся в зоне индо‑буддийского влияния тьямы (лаквьеты) вели соответственно и иной образ жизни, что наиболее заметно проявлялось в сфере культуры и религии. Здесь процветал и фактически господствовал буддизм хинаянистского толка, хотя немалую роль играл и индуизм в его шиваистской форме, близкой к той, что была у кхмеров времен Ангкора. Только в IX в. здесь начали появляться первые махаянистские монастыри, знаменовавшие собой усиление северных влияний. В целом буддийские и индуистские монастыри и храмы в Тьямпе процветали. Отношения с севером, т. е. с китайскими правителями Северного Вьетнама, складывались у Тьямпы сложно и далеко не в пользу тьямов. Есть даже указания на то, что в V в. Тьямпа формально признала суверенитет Китая, что еще усилило нажим на нее с севера. В X–XI вв. северные земли Тьямпы были захвачены вьетнамскими правителями, освободившимися от власти Китая и ведшими ожесточенную междоусобную войну друг с другом, а в XII в. тьямов заметно потеснила Ангкорская Камбоджа.

Сменщик Сурьявармана на троне, его сын Удайядитьяварман II (1050-1067), резко сменил религиозную политику государства. Был восстановлен культ дева-раджи, т.е. культ царя-бога. Гонения на буддизм и общая нестабильность вызвали ряд народных восстаний и сепаратистских мятежей. Очевидно, что Удайядитьяварман II не одобрял терпимость своего отца по отношению к разным религиям, что вылилось в строительство огромного шиваитского храма Бапхуона. Вооружённое буддистское восстание на юге страны возглавил Аравиндрадхарадра. Что характерно, после подавления оного он бежал в Тьямпу, с которой у Удайядитьявармана были напряжённые отношения и вёл не очень успешную внешнюю политику. Войны с западномонскими Тхатоном и Хамсавати, ослаблением которых он не воспользовался – в отличие от того же бирманского царя.


?

Log in